Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 78.39 91.74

Интернет-рубрика "Художественная культура России"

Интернет-рубрика "Художественная культура России"

Мастер световых эффектов: как проникновенные картины прославили художника Архипа Куинджи

Он с трудом получил художественное образование, но его полотна имели невероятный успех у публики благодаря впечатляющим световым эффектам. Чтобы увидеть картины Архипа Куинджи, люди выстраивались в очереди, а коллекционеры покупали работы художника за бешеные деньги.

Архип Иванович Куинджи появился на свет 27 января (по н. ст.), а вот год его рождения до сих пор остается тайной — архивы сохранили три паспорта Куинджи, в которых указано, что их владелец родился в 1841-м, 1842-м и 1843 году (сегодня исследователи склоняются к 1842-му). Зато место рождения известно точно — город Мариуполь Екатеринославской губернии Российской империи. Сам себя художник считал русским, хотя родился в семье с греческими корнями, а фамилия его имеет тюркское происхождение. В переводе с урумского языка, который использовали крымские греки, «куинджи» означает «золотых дел мастер».

Рано осиротевший Архип получил только базовое образование и в начале 1850-х годов вынужден был пойти работать. Служба у торговца хлебом не вдохновила юношу, зато здесь впервые обратили внимание на его художественный талант. По совету хлеботорговца он отправился в Крым — проситься в ученики к пейзажисту Ивану Айвазовскому. Удача не сопутствовала юноше: знаменитый живописец не счел Куинджи достойным обучения, однако несколько уроков живописи ему дал Адольф Фесслер, родственник Айвазовского.

Покинув Феодосию, Куинджи несколько лет работал ретушером в Мариуполе, Одессе и Таганроге, а 1865 году отправился покорять столичную Академию художеств. Санкт-Петербург встретил юного провинциала холодно. Он несколько раз пытался поступить в Академию художеств, но лишь с третьей попытки стал вольнослушателем — сказывалось отсутствие необходимой профессиональной подготовки.

Сила искусства
В Академии художеств Куинджи знакомится с художниками-передвижниками, включая Илью Репина и Ивана Крамского и на время попадает под влияние идей психологизма и социальной направленности реалистической живописи, которые исповедовали передвижники.

В путешествиях на Ладогу в начале 1870-х годов он много пишет с натуры и среди прочих работ создает пейзаж «На острове Валааме», удостоившийся похвалы со стороны Репина и Крамского. Уже в этом полотне, как и в картине «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875), чувствуется склонность автора к романтизму и художественному драматизму.
Куинджи стали скучны монохромные унылые полотна передвижников. Он ищет впечатляющих контрастов и живописных эффектов, экзальтирующего театрального воздействия на публику. Чтобы добиться необходимого впечатления, он использует собственные способы экспонирования произведения. Знаменитую картину «Лунная ночь на Днепре» (1880), где лунная дорожка на поверхности реки выглядит невероятно реалистичной, сияя почти слепящим блеском, он выставляет в зале Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, плотно задернув шторы и направив на картину искусственное электрическое освещение.

Экспериментировал художник и с красками. Помогла в этом дружба с известным химиком Дмитрием Менделеевым, в лаборатории которого Куинджи изучал краски на основе битума. В них художник подмешивал алюминиевую и бронзовую пудру, которые придали полотну эффект легкого мерцания.

Подробнее на сайте https://www.vokrugsveta.ru/articles/proniknovennye-kartiny-arkhipa-kuindzhi-chem-proslavilsya-khudozhnik-id911914/

1 фото «На острове Валааме»
2 фото Портрет Архипа Куинджи кисти Ивана Крамского, 1872 год
3 фото «Лунная ночь на Днепре»
4 фото «Березовая роща»
5 фото "Радуга"
964

Оставить сообщение: