К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
Рассматриваем вместе известную картину Юрия Непринцева "Отдых после боя" и копию на нее "Василий Теркин" белебеевского художника Александра Нефедова - проводим параллели в работах и судьбах.
Их полотна — быль и явь. Сюжеты не просто прочувствованы — они и в самом деле прожиты, пройдены, проникнуты личным опытом. Навсегда осели в душе художников пылью фронтовых дорог, расчеркнули судьбы твёрдыми линиями характера.
Война – одна из главных тем в творчестве Юрия Михайловича Непринцева. Еще будучи ребенком он рисовал солдатиков, пушки и ружья. Во время службы в армии художник создавал плакаты, портреты сослуживцев и даже серию рисунков для фильма о жизни зенитчиков.
В годы Великой Отечественной войны живописец ушел на фронт. В этот период Непринцев запоминал и ощущал действительность с особой остротой и в короткие свободные минуты старался делать беглые зарисовки. Однажды, когда художник попал в охранение артгруппы, в штабе узнали, что комвзвода Непринцев хорошо рисует, и отдали ему особый приказ.
Мастер вспоминал о том событии: «Мне было приказано надеть маскхалат, взять стереотрубу артнаблюдателя и отправиться на передний край. Предстояло сделать тщательную зарисовку панорамы вражеской передовой, выделив расположение огневых точек противника. Все это нужно было зарисовать с фотографической точностью, соблюдая масштаб и перспективу. Ориентиры для артнаводчиков – водокачку, вагон, дерево, разрушенный дом – предполагалось выполнить акварелью. Я вновь почувствовал себя новичком на экзамене. Но страшила не плохая оценка, а ответственность: ошибка в масштабе могла обернуться кровью наших бойцов. Закоченевшими пальцами я часами рисовал панораму, по совету снайперов долго отлеживался в ложбинках, чтобы не вызывать подозрения у врага. В назначенный срок я явился с рулоном бумаги в штаб артдивизиона. Хриплым от простуды и от волнения голосом доложил, что приказ выполнен.
Начальник штаба долго рассматривал панораму, по его невозмутимому лицу трудно было определить, одобряет или не одобряет он мою работу.
– Добро, глаз у вас острый.
Сотни раз люди потом оценивали мои картины, и в ожидании их приговора я, конечно, волновался, но тот случай запомнился на всю жизнь».
Нефедов Александр Савельевич родился 15 апреля 1924 года в городе Белебее БАССР. В 1940 году окончил школу фабрично-заводского обучения, получил специальность токаря.
15 апреля 1942 года, когда ему исполнилось, 18 лет, добровольцем ушел на фронт. Награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени, девятью медалями ВОВ, почетными грамотами за освобождение нескольких городов. С 1945-1948 гг. служил в Германии.
В составе клуба «Родник» с 1984 года стал активным участником городских, передвижных и республиканских выставок. В 1985 году удостоен диплома лауреата республиканской и всероссийской выставок.
Рассматриваем вместе известную картину Юрия Непринцева "Отдых после боя" и копию на нее "Василий Теркин" белебеевского художника Александра Нефедова - проводим параллели в работах и судьбах.
Их полотна — быль и явь. Сюжеты не просто прочувствованы — они и в самом деле прожиты, пройдены, проникнуты личным опытом. Навсегда осели в душе художников пылью фронтовых дорог, расчеркнули судьбы твёрдыми линиями характера.
Война – одна из главных тем в творчестве Юрия Михайловича Непринцева. Еще будучи ребенком он рисовал солдатиков, пушки и ружья. Во время службы в армии художник создавал плакаты, портреты сослуживцев и даже серию рисунков для фильма о жизни зенитчиков.
В годы Великой Отечественной войны живописец ушел на фронт. В этот период Непринцев запоминал и ощущал действительность с особой остротой и в короткие свободные минуты старался делать беглые зарисовки. Однажды, когда художник попал в охранение артгруппы, в штабе узнали, что комвзвода Непринцев хорошо рисует, и отдали ему особый приказ.
Мастер вспоминал о том событии: «Мне было приказано надеть маскхалат, взять стереотрубу артнаблюдателя и отправиться на передний край. Предстояло сделать тщательную зарисовку панорамы вражеской передовой, выделив расположение огневых точек противника. Все это нужно было зарисовать с фотографической точностью, соблюдая масштаб и перспективу. Ориентиры для артнаводчиков – водокачку, вагон, дерево, разрушенный дом – предполагалось выполнить акварелью. Я вновь почувствовал себя новичком на экзамене. Но страшила не плохая оценка, а ответственность: ошибка в масштабе могла обернуться кровью наших бойцов. Закоченевшими пальцами я часами рисовал панораму, по совету снайперов долго отлеживался в ложбинках, чтобы не вызывать подозрения у врага. В назначенный срок я явился с рулоном бумаги в штаб артдивизиона. Хриплым от простуды и от волнения голосом доложил, что приказ выполнен.
Начальник штаба долго рассматривал панораму, по его невозмутимому лицу трудно было определить, одобряет или не одобряет он мою работу.
– Добро, глаз у вас острый.
Сотни раз люди потом оценивали мои картины, и в ожидании их приговора я, конечно, волновался, но тот случай запомнился на всю жизнь».
Нефедов Александр Савельевич родился 15 апреля 1924 года в городе Белебее БАССР. В 1940 году окончил школу фабрично-заводского обучения, получил специальность токаря.
15 апреля 1942 года, когда ему исполнилось, 18 лет, добровольцем ушел на фронт. Награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени, девятью медалями ВОВ, почетными грамотами за освобождение нескольких городов. С 1945-1948 гг. служил в Германии.
В составе клуба «Родник» с 1984 года стал активным участником городских, передвижных и республиканских выставок. В 1985 году удостоен диплома лауреата республиканской и всероссийской выставок.
503