

Образование Шишков получил в Морском кадетском корпусе в Петербурге, где был одним из лучших учеников. Здесь он изучал специальные науки, относящиеся к морскому делу, а также словесность, генеалогию, риторику, иностранные языки, познакомился с произведениями М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина.
В 1776 г. юный мореплаватель на фрегате «Северный Орёл» совершил путешествие, которое продолжалось в течение 3-х лет. Шишков побывал в Италии, Греции и Турции. С 1779 г. он начал преподавать морскую тактику в Морском кадетском корпусе, одновременно занимаясь литературной деятельностью, главным образом переводами. В те годы Шишков составил англо-французско-русский морской словарь.

В царствование Александра I Шишков отрицательно отнёсся к проводимым реформам нового правителя, вследствие чего оказался в опале. Удалившись от двора, Шишков всецело посвятил себя научной и литературной деятельности и погрузился в изучение русского языка и истории.
В работе «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» (1803) Шишков выступил в поддержку современного ему русского языка, который, по его мнению, должен формироваться, прежде всего, на собственной традиционной основе, ядром которой выступал церковнославянский язык, а также язык русских летописей, древнерусских литературных произведений и грамот. Шишков считал, что русский язык через церковнославянский является прямым «наследником» античной языческой греческой древности и христианско-православной Византии.
С 1805 г. Российской Академией Наук издаются «Сочинения и переводы», в которых Шишков, наряду с оригинальными и переводными произведениями, поместил свой перевод «Слова о полку Игореве» с обширными комментариями. С февраля 1807 г. по его инициативе стали собираться литературные вечера, которые с 1810 г. стали публичными и получили название «Беседы любителей русского слова», где, помимо литературных проблем, обсуждались также общественно-политические вопросы. Среди участников таких вечеров были Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, А. С. Хвостов. Практически все члены общества были сторонниками самобытности русской культуры. Общество издавало собственные «Чтения в Беседе любителей русского слова», где были опубликованы такие сочинения Шишкова, как «Рассуждения о красотах Святого Писания», «Разговоры о словесности» и «Прибавление к разговорам». Деятельность «Беседы» продолжалась до 1816 г.
В апреле 1812 г. Шишков был назначен на пост государственного секретаря, заменив на этом посту М. М. Сперанского, которого постигла опала. Александр Семёнович находился при императоре в качестве личного секретаря для составления манифестов, указов и прочих бумаг канцелярии.
В декабре 1812 г. за «примерную любовь к Отечеству» Шишкову был пожалован орден святого Александра Невского. В 1813-14 гг. Шишков сопровождал русскую армию в заграничном походе. В августе 1814 г. он был освобождён от должности государственного секретаря по состоянию здоровья, но одновременно был назначен членом Государственного Совета, а также президентом Российской Академии Наук. На этом посту он одним из первых осуществил попытку организации кафедры славяноведения при российских университетах, создания славянской библиотеки, в которой бы были собраны памятники литературы на всех славянских языках.
В мае 1824 г. Шишков был назначен на пост министра народного просвещения и главнокомандующего делами иностранных вероисповеданий. В июне 1826 г. стараниями министра был принят новый устав о цензуре («чугунный»), согласно которому запрещались все исторические сочинения, если в них оказывалось «неблагоприятное расположение» к монархическому правлению. Шишков ратовал за национальный характер народного образования. При этом предпочтение, по его мнению, должно было отдаваться преподаванию русского языка, отечественной истории и права. В 1828 г. Шишков был освобождён от должности министра «по преклонности лет и по расстроенному здоровью», но сохранил звание члена Государственного Совета и Президента Российской Академии.
Александр Семёнович Шишков скончался 9 (21) апреля 1841 г. в Петербурге и был похоронен в Лазаревской церкви Александро-Невской лавры. Его идеи оказали значительное влияние на литературу, просвещение, политику и идеологию российского государства.
1631